Открытое письмо акиму Алматы Байбеку Б.К.

Дата письма - 2015 год
Открытое письмо акиму города Алматы
на проект Программы развития «Алматы – 2020»
в части формирования нового облика и формата библиотек города.

Уважаемый Бауыржан Қыдырғалиұлы!

Команда iKitapДYКЕНІ просит вас рассмотреть предложения для реализации Программы развития «Алматы – 2020» (далее – Программа) по следующему ключевому приоритету развития: социально ориентированный город.

Согласно проекту Программы от 08 ноября 2015 года, усилия городских властей будут направлены на формирование нового облика и формата библиотек города. Они будут трансформированы в центры научного и творческого развития за счет создания творческих кружков и коворкинг-центров, а также широкого использования ИТ-технологий. Поставленные цели будут достигнуты, в том числе, путем проведения комплексных мероприятий по популяризации музеев и библиотек.

Вместе с тем, обращаем ваше внимание на следующий момент в Программе в части популяризации библиотек: невозможно популяризовать форму без популяризации содержания. Без популяризации чтения, а именно детского чтения, сложно будет привлечь читателей в библиотеки для целей чтения.

Предлагаем рассмотреть некоторые варианты путей достижения целей в рамках проведения акиматом комплексных мероприятий по популяризации библиотек:
К сожалению, за время работы акима Байбека Б.К., мы не получили никакого ответа, и не увидели результатов реализации вышеуказанной Программы.

iKitapDYKENI
... большинство родителей, по объективным и субъективным причинам, в настоящее время не принимают участия в совместном чтении с ребенком ...
1) Обязательные программы чтения для дошкольников и школьников реализуются в детских садах и школах г. Алматы. Вместе с тем, большинство родителей, по объективным и субъективным причинам, в настоящее время не принимают участия в совместном чтении с ребенком, сталкиваются с проблемами руководства детским чтением (что читать, как заинтересовать, как отвлечь от смартфона или планшета и т.п.), несмотря на то, что все больше и больше семей понимают важную роль родителей в формировании читательской культуры у детей.

Детские сады и школы совместно с библиотеками могут на постоянной основе организовывать встречи, на которых для родителей была бы предоставлена возможность обсуждать проблемы детского чтения со специалистами, создавать группы единомышленников, делиться опытом, организовывать праздники устного чтения для детей, популяризовать семейное чтение.


2) К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия в целом государства, общественных организаций, отдельных энтузиастов, уровень интеграции лиц с ограниченными возможностями, в том числе особых детей, в социум остается по-прежнему низким. Модернизированные библиотеки должны стать тем местом, где могут развиваться процессы инклюзии в образовательном пространстве. В связи с чем необходимо в обязательном порядке предусмотреть в проекте модернизации библиотек условия для детей с ограниченными возможностями.
3) Сеть библиотечного обслуживания, охватывающая весь город:
a. организация библиотеками пунктов выдачи книг, в том числе детских книг на крупных предприятиях по коллективным абонементам;
b. организация библиотеками пунктов выдачи книг в больницах для детей;
c. объединение и создание общей платформы фондов библиотек, чтобы читатели могли брать и возвращать книги в любую из библиотек.
d. размещение вендинговых автоматов по продаже или бесплатной выдаче книг, в том числе детских книг на станциях метро Алматинского метрополитена, в аэропорту, на вокзалах, в крупных торговых центрах.
4) Создание благоприятной атмосферы для детского чтения: к примеру, в западных странах, а также странах тихоокеанского региона телевизионные каналы уделяют особое внимание детскому чтению. Модернизированные библиотеки могут стать местом съемок телепрограмм о важности чтения детьми, модным местом для встреч и создания школьниками собственных телепередач, в том числе посвященных чтению.
5) Личное участие первых руководителей города в популяризации чтения. К примеру, в США, в КНР первые руководители страны лично посещают библиотеки и участвуют в устных чтениях для детей. Личное участие первых руководителей города будет содействовать продвижению детского чтения, что обязательно привлечет внимание общественности к этой проблеме.
Уверены, что модернизация и популяризация библиотек станет лишь началом активного и многоуровневого продвижения чтения.

В Алматы для этого уже есть все условия: это наличие сети библиотек во главе с Национальной библиотекой, функционирование передовых вузов республики, крупных книжных магазинов, бумажных издательств, литературных журналов, электронного издательства («iKitapДYКЕНІ»), единственной в Казахстане литературной школы («ОЛША»), заинтересованность писателей, ученых и специалистов по чтению, в том числе детскому; реализация литературных проектов, направленных на популяризацию чтения («Читать модно», «IBOOKYOU», «Литсостав», «Дактиль» и др.); опыт проведения крупных международных литературных фестивалей («Дарабоз», «Алтын Қалам», «Полифония», «KitapFest» и др.), книжных ярмарок («По Великому шелковому пути» и др.), семинаров и презентаций книг; создание города для пешеходов, в том числе для читателей.
Всемирной столицей книги 2016 года, по выбору ЮНЕСКО, стал польский город Вроцлав. Ранее, в 2015 году, Всемирной столицей книги был избран южнокорейский портовый город Инчхон.
Уверены, что все это, а также реализация отдельных программ по модернизации библиотек, внедрение местных программ чтения как составляющей дошкольного и школьного образования; эффективное развитие сети книгораспространения; организация различных мероприятий, включая как масштабные, к примеру, международные литературные фестивали, так и более камерные, как, например, поэтические детские чтения или конкурсы семейного чтения в библиотеках, в парках, – позволят городу подать заявку на признание мировым сообществом города Алматы Всемирной столицей книги.



Необходимо отметить, что инвестиции на реализацию программы Алматы как Всемирной столицы книги будут намного меньше других крупных мероприятий, но эффект может быть выше не только в рамках города, но и для Казахстана, поскольку читатель для экономики всегда полезнее, чем не читатель.

Очень надеемся, что 23 апреля, во Всемирный день книги, например в 2020 году , Алматы будет избран Всемирной столицей книги, что наши дети будут осознавать ценность чтения не только во Всемирный день книги, но и каждый день.

Спасибо за внимание!

С уважением,
команда iKitapДYКЕНІ

© iKitapДYКЕНІ

PS:

Дорогие друзья, уверены, что и у вас будут собственные предложения для популяризации чтения, в том числе и с точки зрения реформы образования, издательского дела, книгораспространения, литературных фестивалей и конкурсов, новостных страниц в СМИ. Присоединяйтесь и продвигайте чтение.